Постановка дыхания для здоровья и боевых искусств – 2

Постановка дыхания для здоровья и боевых искусств – 2

Обыкновенно принято говорить о буддийских и даосских способах дыхания, равно как вообще об этих двух взаимозависимых и взаимопроникающих, но таких изначально непохожих традициях. В целом буддийскую традицию можно определить как более «внешнюю» и жесткую, а даосскую – как «внутреннюю» и мягкую. Соответственно, обе имеют целую плеяду собственных школ боевого искусства, где упомянутые различия проявляются заметно и ярко.

dvizhenie_zi


В плане дыхательных техник (если не принимать в расчет энергетику) самое принципиальное отличие состоит в том, что буддийская традиция использует так называемое «прямое», а даосская – «обратное» дыхание. Суть дела такова:
♦ в прямом дыхании вдох происходит естественным образом за счет расслабления и выпячивания вперед нижней части живота. При этом диафрагма опускается вниз, ребра слегка (!) расходятся, и воздух замечательно вентилирует легкие, наполняя их целиком. Выдох следует обратным порядком – живот напрягается и подтягивается, диафрагма поднимается вверх, межреберные мышцы сокращаются, и выдыхаемый воздух изгоняется прочь. Повторяю, это естественный природный рисунок дыхания, и именно так дышат животные, дикари и младенцы – до тех пор, пока тесная одежда или дурацкое воспитание не приучат их держать живот «элегантно» втянутым, вынуждая переключиться на второй, а то и первый способ общения с атмосферой. Тот, кто хочет с нуля начать заниматься медитацией или цигун, должен освоить сначала данную методику как наиболее простую, способствующую достижению глубоких уровней релаксации без опасности наделать себе каких-либо энергетических застоев и «пробок». Это. так называемый «буддийский однодыхательный цикл», при котором наш разум направляет Ци из носа через нижний даньтянь в копчик (вдох), далее от копчика вдоль позвоночника обратно к носу (выдох) – цикл завершен. Остается добавить, что способ назван буддийским, поскольку его практиковали монахи буддийских монастырей в Китае, в частности – знаменитого Шаолиня, успешно продолжая традицию по сей день. Подобным образом дышат приверженцы всех жестких стилей, в которых реализация техники происходит за счет мышечной силы и резких скоростных движений. Издавать какие бы то ни было крики также удобнее на таком цикле, ибо как же иначе вытолкнуть воздух из легких, если не подтягивая живот? Впрочем, за желающими остается обширное поле деятельности для экспериментов над собой;
♦ в обратном (даосском) дыхании движения живота противоположны естественным, поэтому метод часто называют парадоксальным. На самом деле такая техника естественна ничуть не менее буддийской, просто в обычной жизни она словно бы скрыта от глаз и применяется изредка, когда мы заняты работой, требующей значительных усилий – выталкиванием застрявшего автомобиля или поднятием тяжестей. При вдохе низ живота слегка напрягается и подтягивается вверх и к себе, а диафрагма при этом, напротив, расслабляется и опускается вниз, позволяя воздуху наполнить легкие. На выдохе живот расслабленно расширяется вперед и вниз, диафрагма же поднимается, выдавливая воздух. Понятно, что таким образом не очень-то покричишь, хотя и можно. Зато даосский метод позволяет чудесным образом высвобождать огромные физические ресурсы, что мы неосознанно и делаем, когда тащим холодильник на восьмой этаж. Но не следует впадать в заблуждение и путать физическую мощь первого и второго способа. В буддийском варианте мышечная сила является средством и целью, в даосском – лишь результатом неких глубинных процессов, которым мы просто пользуемся.

Графически «даосский однодыхательный цикл» совершенно совпадает с буддийским. Техника вдохов и выдохов заменена на обратную, но Ци благополучно шествует тем же путем – от носа в копчик и обратно.

kanaly_zi

Такая траектория проводки Ци называется «Малым Небесным кругом» («Сяо чжоутянь»). Энергия при этом циркулирует по двум меридианам – переднесрединному и заднесрединному. Несмотря на кажущуюся простоту и доступность техники, требуется не менее трех лет упорных занятий для освоения движения Ци по малому кругу, причем начинать какие-либо попытки такого движения допустимо не раньше, чем ваш даньтянь переполнится энергией, только и ожидающей, когда с ней начнут работать. Существует целый ряд нюансов и специфических тонкостей на пути открытия «малой орбиты», связанных с прохождением нескольких узловых точек («ворот») вдоль позвоночника, на что следует обратить самое пристальное внимание. В этом деле нельзя полагаться на субъективные ощущения, а совершенно необходимо следовать рекомендациям опытного учителя либо подробного пособия китайского автора.

Освоение циркуляции энергии по большому «Небесному кругу» предполагает, что ваша Ци беспрепятственно скользит по всем двенадцати основным каналам тела, тщательно прочищенным до того длительной практикой цигун. Но это уже такие высоты мастерства, достичь которых способны буквально единицы из тысяч и тысяч.
Существуют также и двудыхательные циклы, в которых проводка энергии осуществляется не в две, а в четыре фазы (вдох, выдох – вдох, выдох), и сама орбита Ци также поделена на четыре отрезка. Однако нашей задачей не является дотошное изучение методик цигун во всех тонкостях. Те же, кто весьма заинтересовался данной тематикой, легко отыщут нужную информацию в чудесных книгах Яна Цзюньмина «Знаменитые стили Цигун» и «Корни китайского цигун» (издательство «София», 1997-98 г.)

И ещё – в литературе о боевых искусствах вам может повстречаться описание метода, при котором вдох проводят из носа вверх, через макушку и шею, далее следуя вниз вдоль позвоночника, прямиком в даньтянь. Это не ошибка и не дезинформация, а всего лишь изложение достаточно редкой и не вполне нормальной техники. Уж если что-то и заслуживает эпитета «парадоксальная», то это она. Дело в том, что приведенное ранее направление циркуляции энергии, при котором она всегда поднимается вдоль позвоночника («Путь Огня») или внутри него («Путь Воды»), есть издревле принятое естественным решительно всеми школами йоги и цигун на Востоке. Направление же, при котором Ци вынуждена течь по спине сверху вниз, именуется «Путем Ветра». Очень многие мастера склонны полагать, что подобное направление вызывает проблемы и неприятности. Описывается «Путь Ветра» буквально в нескольких источниках, но даже там дают лишь фрагменты полного цикла – обычно от нижнего даньтяня к среднему (то есть от живота к груди). Именно этот отрезок орбиты используется адептами цигун в описанном режиме, но только с целью решения каких-то специфических, неординарных и утонченных задач для корректировки энергетической картины, и это воистину поприще гигантов и корифеев.

 

Азамат Чинасов http://budmuzhchinoi.ru

Вы здесь: Home Информация Физическая подготовка Постановка дыхания для здоровья и боевых искусств – 2