Медитация в каратэ

 

Медитация в каратэ

В самом широком смысле медитацию можно понимать как комплекс психотехнических приемов сосредоточения на чем-либо. Зачастую простого обращения внимания на свой внутренний мир достаточно для начального импульса к развитию личности. Если на начальном этапе это просто контроль за своим эмоционально-чувственным процессом, за состоянием тонуса своего мышечного аппарата, за процессом мышления, то на более высоком этапе развития стирается грань между субъектом и объектом познания и деятельностью. Мир начинает при этом восприниматься в единстве, во всем многообразии своих граней и проявлений. В этом и состоит принцип озарения и мгновенного, интуитивного процесса познания. Здесь проявляется и реализуется в практике психической деятельности принцип единства ДАО и теория ИНЬ-ЯН.
Одна из основных категорий восточной философии — это Пустота, которая трактуется как первооснова всего сущего. Из Пустоты все выходит, создается и в нее возвращается. Для того, чтобы воспринять мир непредвзято, во всем многообразии его проявлений, необходимо успокоить свою психику, отбросить старые заезженные стереотипы, взглянуть на ситуацию как на нечто новое. Таким образом, необходимо привести все психические процессы в нулевое состояние, а уже на этом фоне начинать любую деятельность. Адекватно мир может отразиться только в зеркальной поверхности нашей ничем не замутненной психики.


ТЕХНИКА РАССЛАБЛЕНИЯ
Техника расслабления (релаксации) является основной составной частью любой медитативной системы. Получение мышечного расслабления основано на принципе единства тела и психики. Процесс мышления становится более управляемым при умении контролировать свой мышечный тонус, умении расслабляться.
Зачастую в состоянии покоя человек постоянно занят мысленным проигрыванием каких-либо ситуаций. Его мозг не отдыхает. Умение остановить "мысленную жвачку" — значительный шаг по пути самосовершенствования. Иногда этого одного достаточно, чтобы значительно улучшить свое психическое состояние, избавиться от целого ряда невротических симптомов и сопутствующих соматических заболеваний. Правильный мышечный тонус во многом определяет состояние системы меридианов. Энергия, протекая по меридиану, не должна встречать сопротивления на пути своего движения. Если в мышцах тела существует ненужное напряжение, мышечные зажимы, то состояние меридиана, который проходит по этим мышечным группам, нарушается. Вследствие этого внутренние органы не получают достаточный приток энергии, питающей их. Когда мышцы расслаблены, каналы максимально открыты, энергия протекает в них сильным ровным потоком, обеспечивая здоровье и равновесие всего организма.
Техника релаксации использует принцип психосоматического рефлекса. Состояние психики, эмоциональные состояния определяют мышечный тонус, а состояние скелетной мускулатуры, в свою очередь, определяет наше эмоциональное состояние. Умение расслабиться позволяет разорвать патологический круг, когда неприятная мысль рождает отрицательную эмоцию, которая приводит к мышечному напряжению. Напряжение мышц усиливает эмоцию, а отрицательная эмоция, в свою очередь, стимулирует неприятные мысли.
Для достижения релаксации (мышечного и психического расслабления) применяется целый ряд психических приемов, основанных на образно-чувственных представлениях, что в корне отличает восточную систему саморегуляции от ее европеизированных вариантов, где в основном применяются словесные формулы внушения.

ПЕРВЫЙ ПРИЕМ. Прочувствовать свое тело. Напрячь и поочередно расслабить следующие группы мышц: руки, лицо, ноги, мышцы спины и живота.
ВТОРОЙ ПРИЕМ. Представить, что ваши мышцы начинают массироваться и разминаться кем-то посторонним. При этом в них возникает чувство тепла.
ТРЕТИЙ ПРИЕМ. Вообразить себя погруженным в воду и мысленно растворить свое тело в ней. Последовательно растворить руки, лицо, ноги, спину и живот.
При выполнении этих приемов возникает чувство эйфории, ощущение полета и внутреннего освобождения. Наступает полное расслабление скелетной мускулатуры, кровеносные сосуды мышц расширяются, улучшается питание мышечной ткани. Рефлекторно расширяется также капиллярная сеть, питающая внутренние органы, и как следствие этого улучшается их функционирование. Происходит распределение внутренней психической энергии, основная часть которой в обычном состоянии направлена на мышечную сферу. При выполнении приема 3 необходимо направить высвобождающуюся психическую энергию в интеллектуальную сферу психики.
На начальном этапе обучения очень трудно сохранить нулевое состояние психики и тела. Наше мышление устроено так, что оно постоянно ищет объект приложения. Поэтому одна из самых трудных ступеней медитации — это медитация на Пустоту, которая очищает нас, дает нам новые силы и импульс к новой жизни и деятельности.
Для того, чтобы сохранить полученное состояние, необходимо стараться ощутить себя парящим в Пустоте, в Космосе, ощутить себя центром Вселенной, почувствовать единство с великой Пустотой и всем миром, зафиксировать свое внимание на чувстве полета, парения, на ощущении потери чувства тепла. Тело полностью исчезло, осталось лишь одно активное состояние.
Добившись таким образом перераспределения психической энергии в интеллектуальную сферу, мы должны ее задействовать, то есть использовать для дальнейшего самосовершенствования.


Медитация делится на три важнейшие формы по степени активности мозга и тела:
— ДЗА-ДЗЕН — медитация сидя;
— КИН-ХИН — медитация в ходьбе;
— КЕЙКО-ДЗЕН — медитация в движении, в тренировке.
— ДЗА-ДЗЕН — практикуется в положении сейдза, которое является основной позицией сидя. С яп. "СЕЙ" — основание, "ДЗА" — позиция. Кроме сейдза, можно употреблять позиции:
— ХАНКА — позиция полулотоса;
— КЕККА — позиция лотоса.
Позиция сейдза является очень практичной, так как из нее легко можно принять любую стойку, а так же в сейдзе можно сидеть продолжительное время.


ПОЗИЦИЯ СЕЙДЗА: колени раздвинуты на ширину плеч, пятки находятся под ягодицами, большие пальцы ног соприкасаются, замыкая энергетический круг. Позвоночник должен быть прямой и перпендикулярный к полу. Надо представлять себе, что мы подвешены к потолку за веревку, привязанную к волосам.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК: левая рука лежит на правой, большие пальцы рук сомкнуты, образуя вместе с указательными пальцами круг, называемый по-японски "ЭНКО". "ЭНКО" ложится на пах так, чтобы центр "ЭНКО" проектировался в тандэн. Руки лежат свободно на бедрах и согнуты в локтях. Часть ладони шуто упирается в корпус. В ЗА-ДЗЕН все тело должно быть расслаблено. Губы сомкнуты, язык должен слегка касаться верхних зубов. Взгляд должен быть направлен на 1 метр от тела или под углом 45 град. вниз. Глаза могут быть открытыми или закрытыми.

КИН-ХИН — с яп. движущаяся нить — медитация в ходьбе, является продолжением сидячей медитации. Этот вид медитации основывается на концентрации мысли или ходьбе. При этом тело остается ровным, подобно висящей нити. Правый кулак вкладывается в левую ладонь, большой палец левой руки вкладывается в углубление между большим и указательным пальцами правой руки. Эта комбинация находится на тандэне. Локти находятся на окончаниях бедер. Передвижение происходит по прямой линии, с длиной шага, равной 1, 5 длины стопы. Некоторые ката начинаются с такого положения, так как ката выполняются в медитации. Кин-хин практикуется в зале, когда ученики ходят по кругу, а учитель ходит по внутреннему кругу в обратном направлении. Практикующие кин-хин на природе ходят один за другим и впереди идет учитель.


КЕЙКО-ДЗЕН — медитация в процессе тренировки.
С яп. "КЕЙКО" — тренировка, "ДЗЕН" — медитация. В кейко-дзен происходит концентрация на выполняемых упражнениях, что дает возможность достичь смещения мысли и тела.
В ДЗА-ДЗЕН — тело пассивно, а мозг максимально активен.
В КИН-ХИН — одинаково максимально активны и мозг и тело.
В КЕЙКО-ДЗЕН — тело активно, а мозг пассивен.


Существуют еще такие виды медитации:
ДЗАММАЙ — медитация в повседневной жизни, когда происходит концентрация внимания на любом выполняемом действии.


Виды медитации на различные кю:
9 КЮ — в положении СЕЙДЗА, глаза закрыты. Происходит концентрация внимания на выполнении какого-либо действия в уме. Взгляд направлен под углом 45 град. вниз.
8 КЮ — все то, что на 9 кю, но глаза открыты.
7 КЮ — в положении СЕЙДЗА. Сначала открытыми глазами смотреть на какой-либо предмет. Потом закрыть глаза и стараться в воображении представить себе этот объект. Потом открыть глаза, заметить новые детали, опять закрыть глаза и дополнить построенный в уме образ этими новыми деталями и т. д.
6 КЮ — в положении СЕЙДЗА. Взгляд направлен в одну точку на уровне плеч, но взгляд не концентрируется, а размывается и охватывает пространство спереди, по бокам, сверху и снизу от медитирующего.
5 КЮ — СУСОКУ ТАН — в положении СЕЙДЗА. Медитация основывается на счете дыхания. В процессе медитации происходит БОДАЙ — единение духа и тела.
4 КЮ — ЗЮЙ КОКУКАЙ — в положении СЕЙДЗА. Надо следить за дыханием, но как бы со стороны, не контролируя его.
3 КЮ — МИСОГИ — достигается состояние НЕХАН — единения человека с окружающим его миром.
2 КЮ — решение коанов — философских загадок. В данном процессе не должно применяться логическое мышление. Решение ведется за счет интуиции.
1 КЮ — процесс сидения в рассеянном спокойствии. Этот процесс противоположен медитации на 10 КЮ. Медитирующий ни на чем не концентрируется, а просто ждет и ощущает окружающий мир.

 

 

Вы здесь: Home Информация Физическая подготовка Медитация в каратэ