Ката (М.Ояма, "Каратэ для миллионов")
- Подробности
- Создано: 03 февраля 2010
- Обновлено: 03 февраля 2017
- Автор: Administrator
- Просмотров: 2292
Ката (М.Ояма, "Каратэ для миллионов")
В японских Будо, и в традиционных искусствах в особенности, ката занимают значительное положение, их удельный вес очень велик. Однако ката, то, что обозначается этим словом, не является исключительным только для Японии — ив других странах мира можно наблюдать очень сходные явления.
Ката, так называемая "форма", присутствует во всем, иначе, сопутствует всему во всем. Если в качестве примера взять человека, то тело будет тем, что мы назовем "ката", а душа составит внутреннее содержание. Ката неразрывно связано с внутренним содержанием, и если в одном из двух составляющих чего-то недостает, то суть теряется.
Это основывается на природной потребности в свободном самовыражении, и если мы примем эту предпосылку, то единые формы и образ составят то, что мы называем "ката".
В Будо, с точки зрения боевого искусства, целью является одоление противника; стремление одолеть его является содержанием; ката дает ключи от этого искусства.
Особенно в каратэ ката придается большое значение и если говорить о возможностях ката, то здесь, для того, чтобы одолеть противника, собрана определенная техника, причем в определенное время. В плане человеческого содержания ката имеет смысл развития личности.
Во время выполнения ката смысл постоянно сохраняется в сознании; это — очень важный момент, поэтому ката можно назвать материнским лоном каратэ.
Ката каратэ все вместе достигают общим числом порядка 70; среди них часто используются около 30. Они представляют собой созданные старыми Мастерами, Учителями и Наставниками формы, сотворенные на основе их драгоценного опыта за долгие дни и месяцы, и являются его порождением.В них соотносятся твердость и мягкость, сила и утонченность техники, чувствитель ность духа и прочее; кроме того, это определенно Творения, созданные для воспитания духа.
Если рассматривать базовую технику как алфавит каратэ, ката будут словарем и справочником по построению структуры предложения. Свободный бой в таком случае будет беседой. Если смотреть под таким углом зрения, положение и важность ката, думаю, понятны.
Из этого следует, что, если как попало и необдуманно выучить много ката, поединок обязательно будет слабым. В реальной схватке присутствует противник, в то время как в ката противник воображаемый, и условия, отличные от условий кумитэ. Сколько бы слов вы ни знали в разговорном языке, без устойчивого знания грамматики ими трудно будет воспользоваться — подобно этому, нельзя вести настоящий бой, опираясь только на ката.
Даже если число ката невелико, необходимо, чтобы их по-настоящему освоило тело, и, несомненно, что для этого их нужно повторять как можно больше. Одно ката, чтобы оно "вошло в тело", нужно повторить от трех до десяти тысяч раз. Выполнение одного ката десять раз каждый день, когда вы тренируетесь, достаточно для достижения поставленного выше условия примерно за год. Поскольку даже знание одного ката — уже хорошо, но при этом необходимо основательно "вбить" его в тело. В ката слияние техники и тела, координация движения и дыхания, дистанция и вложение силы в технику и т. д., запоминаются телом. Однако, если посмотреть на начинающих, они словно танцуют, и отличаются именно этим свойством.
Пляска и танец преследуют цель показать естественную красоту движений тела, проявляющуюся в них, однако в ката каратэ нужно проявлять прикладное значение и в совершенстве изученные основы для реального боя. Ката каратэ красивы, но это — форма подготовки, которая учит, что бы ни случилось, "рубить мечом", невзирая ни на что; именно эта цель преследуется при всем изяществе исполнения.
Ката — это созданные человеком рационально организованные связки движений для преодоления противника, поэтому они красивы.
Однако красота ката не дает повода кичиться изяществом исполнения. Прежде всего они предназначены для боя. В последнее время в мире каратэ часто забывают о суровости и строгости Будо, и, превращая ката в гимнастику, нередко на основании числа выученных ката делают вывод о реальной мощи. Если из ката устранены присущие Будо действенность и динамизм, это не более чем обезьяний танец.
Пути происхождения ката в целом можно разделить на два типа. Первые берут исток в южных школах китайского кэмпо, и еще одни происходят из северокитайского кэмпо. В системе южного кэмпо число движений ногами невелико, она основана на сильных круговых движениях, дыханию уделяется большое внимание. Это несомненно подходит людям атлетического телосложения.
В северных школах кэмпо велико количество движений всего тела, также много прыжков. Амплитуда движений велика, атака и оборона осуществляются прямолинейной и крепко. Такие школы подходят людям небольшого роста и веса.
На Окинаве южные школы трансформировались в Наха-тэ, северные — в Сюри-тэ; оба направления, собранные и синтезированные, практиковались в Томари-тэ. Каждая школа развивалась самостоятельно, однако в действительности в каждой школе понемногу заимствовались ката других школ и это происходило постоянно. Однако в каждой школе выполнение одних и тех же ката несколько различалось.
То же и в названиях и стойках; одна техника в разных школах могла выполняться различно.
Перевод А.Фальковского