Техника каратэ
- Подробности
- Создано: 23 января 2010
- Обновлено: 03 февраля 2017
- Автор: Administrator
- Просмотров: 7089
Техника каратэ шотокан
Гитин Фунакоши, создавая школу каратэ "Шотокан", видел перед собой универсальную систему для людей любого телосложения и возраста, ведь известно, в основу Шотокан вошли две школы: жесткая - серей-рю и более мягкая, но пластичная-серин-рю. Школа "Шотокан" каратэ-до считается наиболее многочисленной среди остальных школ. Эмблемой Шотокан являются вписанные в круг красное солнце и белый полумесяц, а тотемный символ - тигр с приподнятой правой лапой.
В Шотокан прослеживается стройная система построения занятий, постепенного перехода от простого к сложному. С начала и до конца тренировки культивируется воинский строгий подход, присущий в основном всем японским направлениям боевых искусств. Занятие начинается с поклона: приветствие залу или дань уважения всем мастерам, древним и нынешним, которые пролили много крови и пота, чтобы достигнуть высшего мастерства; приветствие учителю или простому инструктору, проводящему занятия; и, наконец, приветствие друг другу.
Впрочем, в традиционных школах приветствие с поклоном присутсвовало в любой технике защиты и нападения как стоя, так и сидя, формируя особый характер и дисциплину. В Шотокане, как и во многих традиционных школах каратэ, в первые месяцы занятий большее время уделяется развитию гибкости, силы и укреплению ударных частей тела человека относительно освоения базовой техники. В базовую технику входило освоение стоек - Дачи-Вадза, удары руками - Атэ-Вадзе, защитные дествия - Укэ-Вадза и лишь через месяц или два после начала занятий начиналось изучение ударов ногами Гэри-Вадза.
Это было связано, во-первых, с постепенным овладением отдельными ударами и блоками, а также с тем, что ноги, естественно, требуют больше внимания в плане гибкости и укрепления суставов, связок во избежании травм.
Начальные удары и блоки подчиняются определенному геометрическому закону, о чем будет сказано ниже. Но даже в технике ударов руками "Атэ-Вадза" идет разделение на Учи-Вадза и Цуки-Вадза. Учи - означает технику нанесения ударов рукой как лезвием ножа, а цуки - технику нанесения ударов как острием ножа. В традиционном Шотокане применялись удары ногами и руками только в определенные зоны тела человека, но которые с развитием спортивного варианта каратэ стали изменять свой смысл или отошли в чисто прикладной аспект спецслужб.
О сильном ударе
Тренеры и методисты спорят о значении сильного удара в современных спортивных единоборствах (в боксе и кикбоксинге в частности). Многих ведущих специалистов тревожит то, что большинство бойцов не владеют сильным нокаутирующим ударом. Действительно, спортсмену, не владеющему сильным ударом, фактически невозможно добиться успеха на первенствах континентов или Мира, олимпийских играх. Этот вопрос необходимо рассматривать с двух сторон:
1. Значение и место сильного удара в вооружении боксера
2. Методика развития сильного удара
Некоторые из тренеров предлагают максимально приблизить тренировку к боевым условиям, введя жесткость в спарринге и при совершенствовании техники и тактики в парах. Однако эта методика уже использовалась в нашем боксе примерно до 1955 года и, кроме лишних травм, ничего не дала. Практика показала, что совершенствовать сильный удар следует не в упражнениях с партнером, а на боксерских снарядах или на лапах, сознательно используя при этом законы биомеханики.
Известно, что эффективность боевого действия зависит в первую очередь от быстроты и точности удара, которые определяются степенью сохранения биомеханической структуры движения. Поэтому тренеры должны изучать биомеханику прямого, бокового и удара снизу руками, прямого (M), бокового (Y), кругового (Mv) ударов ногами, чтобы научить спортсменов максимально использовать момент инерции, скорость поступательного и вращательного движений, "мышечный взрыв" и другие факторы, от которых зависит сила и эффективность удара.
К сожалению, наблюдая за индивидуальной работой многих тренеров, приходится нередко отмечать, что тренер вместе с воспитанником не исследует структуру ударного движения, не указывает спортсмену на такие кажущиеся мелочи, как рывок бедром, рывок плечом, толчок ногой, построение оси вращения и т. д.
В действительности же необходимо иметь в виду, что когда боец достигает высокого уровня мастерства, дальнейший прогресс идет уже за счет кажущихся мелочей, т.е. за счет постоянного и упорного совершенствования деталей движения.
http://kickboxer.ru
Правильный удар в каратэ шотокан
Весьма важным является способ выполнения среднего удара из стойки Сантин. При тычках напрягаются живот, дельтовидные мышцы и ударная поверхность (например, первые суставы большого и безымянного пальцев). Те, кто считает, что любой способ удара правилен, не понимает сущности Каратэ и глубоко ошибается.
Удар - это сердцевина Каратэ, и если он неправилен, то неверна и вся система.
Выполните удар обеими руками вперед под таким углом, под каким вы просто сводите руки вместе.
Замечание. Удар в Каратэ так важен и так труден, что еще с древнейших времен говорилось, что надо провести по меньшей мере девять лет, совершенствуясь в этом ударе. Эти девять лет разделялись на три года для освоения стойки, три года для постановки сжимания кулака и три года для самого удара.
Но если бы сегодня мы сказали, что кто-то должен девять лет осваивать стойку, сжимание кулака и тычок, вероятно, никто не стал бы заниматься Каратэ. Поэтому в настоящее время вместо классических методов мы используем научно обоснованные и логичные практические методы, а о древней практике лишь упоминаем в порядке замечания.
Если удар направлен слишком внутрь, то противник может блокировать его либо основанием ладони, либо ребром ее.
Несколько рекомендаций по выполнению удара:
- Кисть руки, оттянутой назад, поверните тыльной частью вниз и прижмите ее к груди.
- Кулак находится на уровне желудка в таком же положении, какое он занимает при вытягивании рук перед собою и сцеплении пальцев.
- В процессе выполнения удара поворачивайте руку так, чтобы тыльная часть ее оказалась сверху.
- В момент контакта с телом противника кулак напрягите как можно сильнее.
- После контакта сразу же отдерните ударную руку.
- Оттянутая назад рука находится в исходном положении, но во время удара она поворачивается ладонью вниз. Оттяните эту руку как можно дальше назад и ближе к телу, что обеспечивает быстроту и силу удара.
- Плечи расслабьте, плечо ударной руки слегка выдвиньте вперед, держитесь прямо. Напрягите большие пальцы ног и область солнечного сплетения, от которого зависит устойчивость верхней части тела. Бедра удерживайте в равновесии.
- Подбородок втяните и всегда смотрите туда, где должна находиться голова противника.
- Сначала тренируйте одну из рук, затем другую. По мере отработки приема переходите к серии "правой-левой".
Принципы техники каратэ
Основные блоки, удары руками и ногами являются как началом каратэ-до, так и его высшей целью. Хотя достигнуть определенных результатов можно и за несколько месяцев, для того, чтобы стать настоящим мастером, может не хватить и целой жизни. Каратист должен тренироваться регулярно, выполняя каждое движение с максимальной концентрацией и отдачей.
Но этого недостаточно, если тренировки не строятся на научных принципах, не проводятся систематически в соответствии с планом. Для того, чтобы быть эффективной, тренировка должна базироваться на правильных физических и физиологических принципах.
Вероятно, многим покажется удивительным, что приемы, созданные и отшлифованные продолжительной практикой первыми каратистами, находятся в полном соответствии с современными научными принципами. И чем более они изучаются, тем более это подтверждается. Нельзя сказать, что нерешенных проблем больше нет, но они ждут изучения. Дальнейшее совершенствование каратэ-до вполне вероятно, поскольку приемы постоянно анализируются с целью их улучшения на основе научного подхода.
Чтобы извлечь наибольшую пользу из тренировок, следует хорошо понять следующие основные положения.
Правильная форма движений всегда тесно связана с принципами физики и физиологии.
В бейсболе движения игрока на подаче всегда отличаются исключительной отточенностью. Форма движений мастера фехтования близка по своей красоте к совершенству. Ясно, что это результат долгой практики и правильно построенной тренировки.
Условиями правильной формы являются: устойчивое равновесие, высокая степень напряжения и четкая последовательность движений каждой части тела, т. к. приемы следуют один за другим в очень короткий промежуток времени.
Соблюдение правильной формы особенно ощутимо в каратэ, потому что удары руками и ногами являются неотъемлемой частью этого искусства. Необходимость устойчивого равновесия очевидна в ударах ногами, где тело обычно опирается на одну ногу. Для того, чтобы выдержать огромную отдачу при нанесении удара, необходимо сильно напрячь все связки рук и ног.
С изменением ситуации и чередованием проводимых приемов центр тяжести тела то смещается влево, то вправо, то вперед, то назад. Это требует хорошо тренированной нервной системы и мускулатуры. Опять же, при слишком долгой опоре на одну ногу вы открываетесь для атаки противника, поэтому равновесие должно постоянно переходить с одной ноги на другую. Каратисту нужно избегать моментов, в которых он открыт для действий противника, в то же время он должен быть готов к дальнейшей атаке.
Сила аккумулируется со скоростью. Одной мускульной силы недостаточно, чтобы преуспеть в боевых искусствах или в другом подобном виде спорта. Сила кимэ (в конечной фазе движения), основного приема каратэ, происходит из концентрации максимальной силы в момент нанесения удара, а это, в свою очередь, в огромной степени зависит от скорости удара рукой или ногой. Удар рукой хорошо тренированного каратиста может достигать 700 кг при скорости 13 м/сек.
Хотя скорость и важна, она не может быть эффективна без контроля. Скорость и сила возрастают при одновременном приложении мощи и реакции. Для этой цели необходимо понимание динамики движения и его исполнения.
Максимальная мощь - это концентрация силы не только рук и ног в точке атаки, но и всего тела. При выполнении приема также важно избегать излишних усилий, это ведет к ненужной потере энергии. В принципе усилие должно начинаться с нуля, достигать 100% в момент нанесения удара и немедленно возвращаться к нулю. Расслабление не означает ослабления внимания. Нужно всегда быть готовым к следующему движению физически и морально.
Без крепкой, хорошо тренированной, эластичной мускулатуры понимание теории и принципов бесполезно при выполнении приемов. Укрепление физической силы требует постоянной тренировки.
Также нужно знать, какие группы мышц участвуют в данном приеме. Когда мускулы используются точно по назначению, может быть достигнута максимальная эффективность. Чем меньше используется мускульной силы, тем меньше потери энергии. Когда мускулатура тела используется целиком и гармонично, достигается выполнение точного и эффективного приема.
В любом виде спорта выступление высококлассного атлета очень ритмично. Это относится и к каратэ. К сожалению, чередование приемов нельзя переложить на музыку, но это не умаляет их достоинства. Три основных фактора: рациональное использование силы, скорость выполнения приемов, расслабление и напряжение мускулатуры.
Выступление мастера каратэ выглядит не только мощно, но очень ритмично и красиво. Приобретение чувства ритма и своевременности является отличным способом достичь прогресса в этом искусстве.
Бедра, центр человеческого тела, играют решающую роль в выполнении приемов каратэ. Взрывная мощь удара создается нижней частью тела, в частности вращением бедра, что заряжает верхнюю часть тела.
Являясь источником силы, бедро, кроме того, обеспечивает равновесие тела, правильную форму и твердость духа. В каратэ часто советуют: "бейте рукой от бедра", "бейте ногой от бедра", "блокируйте бедром".
При выполнении приемов, дыхание координируется: вдох при блоке, выдох при завершении атаки и вдох-выдох при проведении комбинации.
Дыхание не должно быть однообразным, оно меняется в зависимости от ситуации.
Вдыхайте полной грудью, но не выдыхайте весь воздух. Оставляйте около 20% его в легких. Выдыхая воздух полностью, вы обескровливаете тело, тем самым лишая себя возможности блокировать даже слабый удар или подготовиться к следующему движению.
Типы кулака
СЕЙКЕН ( передняя часть кулака ) - полезно использовать в проделывании удара ЦУКИ . Часть кулака, которая бьет в цель, - это площадь немного выше среднего сустава до суставов указательного и среднего пальцев . В момент удара вся сила в теле должна влиться через руку по прямой линии и направиться в кулак . Напрягите запястье и следите, чтобы оно и головки кулака образовали прямую линию. Если запястье согнуто, сила не передается в кулак , и запястье может повредиться. Поэтому СЕЙКЕН используется более часто, чем другие виды кулака в КАРАТЭ; тренировка в его использовании должна быть совершенной и полной.
УРАКЕН ( тыл кулака ) - кулак образуется, как для СЕЙКЕН. Часть кулака, бьющая в цель, однако, - тыл кисти и головки суставов указательного и среднего пальцев. УРАКЕН используется при ударах УЧИ , главным образом, для атаки лица противника и бока его тела . Это УЧИ выполняется разгибательным движением предплечья.
КЕНТСУИ ( кулак-молот ) - также называют ШУТСУИ , то есть кисть-молот, или ТЕТСУИ ( железный кулак ) . После образования кулака, как в СЕЙКЕН , используйте низ кулака для удара УЧИ в цель . Как в УРАКЕН , используется разгиб предплечья для проделывания атаки.
ИППОНКЕН ( один сустав пальца кулака ) - образует кулак , как в СЕЙКЕН , однако средний сустав указательного пальца выдвинут наружу . Большой палец, вместо того , чтобы сгибаться над указательным и средним пальцами, давит на бок указательного пальца, укрепляя его. Этот кулак используется в атаках переносицы, точки над носом и между ребрами.
НАКАДАКАКЕН ( средний сустав среднего пальца кулака ) или НАКАДАКА-ИППОНКЕН ( один средний сустав среднего пальца кулака ) - образует кулак , как в СЕЙКЕН , однако средний сустав среднего пальца выдвинут вперед. Согните большой палец над указательным и средним пальцами ; прижмите средний палец крепко указательным и безымянным пальцами , обеспечивая опору , и давите большим пальцем вниз на указательный и средний пальцы . НАКАДАКАКЕН используется для той же цели, что и ИППОНКЕН.
ХИРАКЕН ( вторые суставы пальцев кулака ) - выполняется путем сгибания пальцев вовнутрь до тех пор , пока концы их не коснутся ладони . Позвольте пальцам согнутся только слегка вниз в суставах; прижмите большой палец тесно против указательного пальца или согните его тылом в ладонь . Этот кулак часто используется в атаках точки под носом или под ребрами.
Энергетический удар
Осознавая возможности своего тела, мы движемся от простого к сложному. В этом движении очень важно иметь какой-либо единый для всех его уровней принцип, который остается неизменным на протяжении всего пути. Для нас эту роль выполнит принцип волны.
Сначала мы учимся управлять суставами и частями нашего тела, воспринимая их как рычаги, т.е. воспринимая их чисто механически, как жесткие детали конструкции. Первая стадия освоения действия - возьмем к примеру одиночный удар рукой, простейший прием - это создание максимально жесткой конструкции, позволяющей вложить в удар массу всего тела, а не только ударную массу оружия. На этом уровне мы имеем дело только с физической силой, определяемой китайцами как «ЛИ».
Освоив первую фазу, делаем второй шаг - пытаемся вложить в удар не только жесткость конструкции (всю ее массу, как единого целого), но и ударные массы отдельных частей, взаиморазгоняющих друг друга. Наиболее точно смысл этого действия передает щелчок кнута, где главную роль уже играет не масса, а скорость ударного сегмента бьющей конечности.
Здесь мы видим, что шаг волны постоянно убывает, по мере ее продвижения от опоры к цели, т.е. частота растет. При этом аналогичным образом уменьшается и амплитуда волны, что дает многократное увеличение скорости на кончике «хлыста». Таким образом получаем существенный прирост энергии, позволяющий утверждать, что внутренняя, изначально присущая, т.е. резервная энергия, высвобождается при условии сознательно скоординированного управлением движения мышечной волны. На этом уровне сила удара уже не зависит от собственно физической силы человека. Здесь уже можно начинать говорить о том, что традиционно именуется «ЦИ» (внутренняя энергия).
По мере вырабатывания в двигательную программу и развития нашей чувствительности мы получаем возможность производить волны все меньшей и меньшей амплитуды, что, в свою очередь, требует все большей и большей их частоты. Движение рычагов становится все менее и менее заметным. Волна, в основном, передается только вдоль мышц, но сам удар при этом вовсе не теряет силу. Примером тому может служить знаменитый дюймовый удар Брюса Ли, отбрасывавший противника на несколько метров.
В конечном итоге мы приходим к тому, что волна передается уже не через отдельную мышцу, а через отдельные мышечные волокна. Таким образом человек приобретает способность упорядочивать выброс энергии каждой мышечной клеткой, т.е. упорядоченно переводить химическую энергию в двигательную, управлять разложением молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ)!
При этом все тело и даже бьющая конечность вовсе не становятся жесткими - момент жесткости, как свинцовый шар, «бежит» вдоль конечности, повинуясь принципу домино, но тело при этом не совершает внешне заметных движений и остается расслабленным. Работа внутри мышцы - это уже второй уровень «ЦИ», в отличие от первого, без долгой практики его не ощутишь и не передашь. На данной стадии проработки реально можно соединить первое и второе, ЛИ и ЦИ.
Как говорит Сунь Лутан, «Ци опирается на Ли», т.е. мы по-прежнему совершаем хлыстооб-разное движение рукой, но при этом пропуская через нее импульс «Ци». В момент контакта эти волны совпадают, порождая удар чудовищной силы. Можно даже повысить степень контроля настолько, что появляется возможность заканчивать соединение ЛИ с ЦИ на любом участке траектории движения и, более того, на любом участке конечности, на любом участке тела.
Этот уровень владения телом и есть легендарная «железная рубашка». На этом уровне сам сброс пока не управляем, но позволяет принимать на тело практически любой тупой удар, могущий покалечить или убить простого человека.
Следующий уровень осознания дает возможность перенаправлять энергию атакующего удара, заставляя его соскальзывать, его силу рассеиваться. Любой кулак, нож, дубинка - все скользит по телу, как по хорошо смазанному маслом, отполированному металлу, не имея возможности зацепиться. Этот уровень называется «золотой колокол».
Немногие мастера доходили до этой ступени, но те, кто доходил, были практически неуязвимы, заставляя противника терять равновесие и валиться наземь практически не применяя никаких внешне заметных усилий.
Дальнейшей ступенью развития была «алмазная рубашка», когда резкий выброс энергии в точке контакта попросту ломал или выбивал из рук оружие противника. Именно так Сунь Лутан однажды разбросал нескольких молодых японских борцов, попытавшихся удержать его, прижав плашмя к земле.
Таким образом, управление сбросом энергии становится все более и более тонким. Здесь происходит перепад переход на качественно новый, третий уровень энергии - энергии мысли «И». Теперь мастер просто передает телу противника непосредственно команду к действию, вызывая по своему желанию резкую боль, слабость, потерю сознания, судороги или же умирание отдельных органов противника. Хотя некоторые точки тела особенно чувствительны к такого рода воздействиям, являясь своего рода «входными воротами», в дальнейшем не имеет значения, куда будет направлен импульс, более того, совсем не обязательным становится даже прикосновение к противнику. Вибрация настолько тонка, что воздух достаточно плотная среда для ее передачи.
http://karate-online.org