Система обучения воинов полководца Ци Цзигуана

Система обучения воинов полководца Ци Цзигуана

В 1368 году в Китае начинает править манчжурская династия Мин. За долгие столетия бесконечных смен династий-временщиков воцаряется династия, вроде бы не навязывающая государству свою идеологию и культуру, а пытающаяся «воссоздать» и «реставрировать» все традиционное китайское, то лучшее из него, что могло бы упрочить страну с огромной территорией: единую культуру, единые категории ценностей, единую систему образования, базирующуюся на традиционной педагогике. Но это только внешне, а исконно китайский менталитет постоянно был вне закона!

Внешне все выглядело благопристойно, особый авторитет в обществе опять приобрели «служилые» — ши, вновь возродилась, как в эпоху «Троецарствия», мода на «военное» обучение. Но на практике все было иначе: у всех постов управления стояли ман чжуры, китайская культура постепенно приходила в упадок...

Манчжурская армия состояла из трех корпусов — двух ман­ чжурских и одного китайского. Китайский корпус численностью 32 тыс. чел. назывался «У Чжэнь Чоха Гуза» и полностью состоял из китайцев. Ко второй половине XVI века в китайском корпусе сло­ жились условия, при которых стало возможно постепенно внедрять идеи СБИ в систему военно-физической подготовки войск.

Командующий китайским корпусом генерал Ци Цзигуан (1528—1587 гг.) пишет военно-педагогический трактат, в котором реконструирует традиционную для Китая концепцию СБИ. Свое методическое пособие он так и назвал: «Книга о повышении эффек­тивности обучения солдат» — «цзи-сяо-синь-шу». Метод пролонги­ рованного обучения получает широкое распространение в китайской дивизии как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики дао-инь, но под хоровое произношение на мотивы народных песен, или как речевки 32 четверостиший — мантр, в которых описывалось и боевое дейст­вие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущ­ность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат», заключалась в переносе системы монастырских СБИ, подкрепленной богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуще­ ствления ускоренной подготовки воинов к выполнению, как указы­ вал сам Ци Цзигуан, задач по «укреплению тела, пресечению пре­ дательства и упрочению государства». На языке современной во­ енной педагогики это должно звучать таким образом: «Физическая подготовка, морально-психологическая подготовка и профессио­ нальная выучка».

Для единоборцев методика Ци Цзигуана структурно состоит из трех вложенных друг в друга «циклов»: первый цикл состоит из четырех видов боя; второй — из десяти (причем первые четыре — это первый цикл); третий из тридцати двух (причем первые десять видов рукопашного боя — это второй цикл).

Вот краткая классификация видов единоборств по Ци Цзигуану:

ПЕРВЫЙ ЦИКЛ

•  Морально-психологическая и тактическая подготовка.

•  Блоки и удары руками.

•  Стойки, перемещения и удары ногами.

•  Блокировка руками ударов ногами.

ВТОРОЙ ЦИКЛ

•  Кулачный бой и удары ногами.

•  Контратака.

•  Удары локтями.

•  Удары ребром ладони.

•  Броски и падения.

•  Маневры, спарринг.

ТРЕТИЙ ЦИКЛ

•  Обманные удары.

•  Чувство ритма.

•  Спарринг по типу «сериндзи-кэмпо».

•  Захваты и удержания по типу «цин-на».

•  Удар ногами в прыжке.

•  Сметающие подсечки ногами типа «хвост дракона».

•  Удары коленом с вращения бедром.

•  Приемы «отведения» типа «тайцзи-цюань».

•  Бой на короткой дистанции типа «дуань-да».

•  Удары ногами в бок.

•  Кулачный бой типа «кругового бокса» (нань-цюань).

•  Использование силы паховой области.

•  Психологическое воздействие на противника «сай- миндзюцу».

•  «Саньшоу-туйда тайцзи-цюань».

•  Упор в тренировке на шлифовку излюбленных приемов.

•  Лоу-кики.

•  Удары рукой наотмашь.

•  Удары ногами с вращением в прыжках.

•  Удары локтями.

•  Толчки и отталкивания типа «тайцзи-цюань».

•  Приемы руками типа «айкидо».

•  Бой, спарринг, схватка.

Каждая ступень разучивалась в строго перечисленном порядке. Именно эта последовательность изучения приемов (видов) борьбы и повышала эффективность обучения воинов.

Такова вкратце «военная педагогика» генерала Ци Цзигуана, переложенная на современный научный лексикон. Как же виделось обучение солдат ши-бин современниками Ци Цзигуана?

В те времена в Срединной армии предусматривалось безостановочное, в течение всего дня и после захода солнца, ежедневное изучение военного дела, что называется, до потери сознания. Вопреки ожиданиям, такая потовыжимающая система действовала на солдат вдохновляюще — они с огромной заинтересованностью изучали военное дело,— указывается в «Истории китайских воин­ских искусств».

Средневековый трактат «Обучение армии в реальных условиях» подтверждает это:

«Закат, все разошлись по излюбленным местам и привычно изучают воинское искусство у-и, верховую езду ма, отрабатывают [нормативы по] одеванию доспехов пи-цзя. И так до потери сознания. ...[Воины] готовы всемерно осуществлять принцип: за один месяц — профессионал, весь род поет тебе хвалу. Род чжун учится у собственного педагога цзяо-ши, размещаясь [во время занятий] справа и слева, ежедневное питание в свободное время, никаких развлечений, занятия ведет только один педагог — это правило, для развлечений использовать специальное место, не лишне иметь еще одну площадку для самостоятельной работы и шлифовки мастерства в воинском искусстве у-и».

Шлифовка мастерства в воинском искусстве осуществлялась в форме все тех же психомоторных «военных танцев», что и несколько тысячелетий назад. Но ныне они именовались «тао-лу»— «формальные комплексы» и описывались в специальных учебных пособиях в виде рисунков или схем .

Вот как был описан подобный педагогический процесс обучения воинов в повстанческих отрядах людьми, которым довелось наблюдать его со стороны :

«Их магические методы состоят из множества заклинаний, содержащих в себе по 8—20 иероглифов, которые составляют до десяти фраз. Ши-фу [наставники-командиры] заставляют новобранцев читать их наизусть, держа глаза закрытыми [для восприятия янтр] и кланяясь по три раза подряд на юг. Затем те ложатся на землю рядами [релаксация] и через короткое время вскакивают, выкрикивая свое имя и фамилию, которые оказываются именами героев времен древних династий. Новобранцы начинают выполнять бойцовские движения, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Некоторые из них держат в руках бамбуковые шесты (гунь), имитирующие пики (чо), алебарды (да-дао), обоюдоострые мечи (цянь) и сабли (дао). Рассеявшись по горным проходам и ущельям, они буйствуют, переворачивая все вверх дном... Несколько десятков новобранцев делают эти упражнения синхронно, это боевой слаженный взвод. На десятый день подготовки, после начала занятии они ложатся на спину, потом с закрытыми глазами поднимаются и начинают прыгать и жестикулировать... Когда комплекс (тао-лу) заканчивается, они подходят к старшему командиру и обращаются: «Лао-шифу! Прошу разрешения возвратиться». И выходят из транса [в котором они пребывали все эти десять дней обучения, находясь в состоянии психического воплощения в одном из героев прошедших сражений], возвращаясь к своему нормальному состоянию. После этого они уже не ложатся на спину и не закрывают глаза. Стоит им повторить заклинание один раз, и они уже могут тотчас выполнять приемы кулачного боя, тело становится гибким, а прыжки высокими. Обучение этим приемам оказывается более эффективным для подростков».

Последняя цитата взята из описания подготовки адептов тайных обществ по методу Ци Цзигуана.

 

И.А. Воронов «Секретные боевые искусства Китая»